Учить языки – полезно. Едва ли кто-то возьмется спорить с этим утверждением. Но в чем именно заключается эта польза, что может дать человеку новый язык? Способны ли занятия английским языком изменить и развить наш мозг? Давайте разбираться.
Изучение языков действительно способно менять наш мозг. Занятия можно сравнить с тренировками в тренажерном зале. Только в этом случае мы делаем сильнее и крепче мозг.
При обучении английскому языку главной «рабочей лошадкой» выступает левое полушарие головного мозга. Условно его можно назвать «техническим». Именно оно отвечает за поэтапную обработку информации, контроль речи и способность к изучению языков в целом.
Правое полушарие считается «гуманитарным». В его зону ответственности входит все, что связано с «креативностью»: талант к искусствам, интуиция, фантазия, ассоциативное мышление и многое другое. Речевую функцию правое полушарие может взять на себя только в исключительном случае, например, при повреждении мозга.
Последние исследования показывают, что при изучении английского языка человек может задействовать оба полушария. Оказалось, что чем лучше испытуемые знали иностранный язык, тем активнее они использовали оба полушария.
За функцию «говорения» по-прежнему отвечало левое полушарие, но при понимании речи подключалось и правое полушарие. Ученые полагают, что отчасти это может объяснить природу «языкового барьера», когда человек умеет понимать иностранный язык, но все равно испытывает трудности в разговоре.
Человеческий мозг невероятно пластичен. Благодаря этому его качеству мы сохраняем способность к обучению на протяжении всей жизни. Однако c годами усваивать новые знания нам становится сложнее. Винить в этом стоит ослабление нейрогенеза – процесса образования новых нервных клеток и нейронных связей. Природа нейрогенеза объясняет разницу в обучении детей и взрослых. Чем младше человек, тем быстрее у него обновляются клетки головного мозга. Поэтому детям учить иностранный язык проще, этот момент учитывают, например, в школах английского для детей.
Несмотря на снижение пластичности мозга, нейрогенез присутствудет у человека в любом возрасте. Более того, английский язык помогает ускорить процесс обновления нейронов. Для пожилого человека уроки иностранного – это не просто хобби или шанс нагнать упущенные возможности, а физиологическая потребность.
Знание двух и более языков помогает значительно отсрочить проявление деменции у пожилых людей. Ученые выяснили, что те, кто владел несколькими языками, заметили первые симптомы болезни в среднем на пять лет позже, чем те, кто говорил только на родном языке.
По сравнению с детьми у взрослых меньше шансов овладеть иностранным языком в совершенстве. Но учить языки никогда не поздно: польза от занятий будет всегда. Важно помнить, что залогом успеха становится подход к обучению. Во взрослом возрасте у человека полностью развита префронтальная кора головного мозга, отвечающая за концентрацию и способность к аналитической деятельности. Детям же удерживать внимание намного сложнее. Поэтому английский язык они лучше всего усваивают на уровне эмоций, а не рационального мышления. Например, с помощью песен, стихов или игровых заданий.